История Индии




Культура и социальные особенности Индии


Индийская цивилизация развивается уже более 4500 лет. Эти тысячелетия были наполнены борьбой, подъемами и спадами, что проявлялось в возвышении и гибели династий, в распространении, процветании и угасании религиозных учений; складывались все новые и новые школы в философии, архитектуре, ваянии, музыке и танцевальном искусстве.

Индийская культура отличается внутренней целостностью при всем многообразии кастовых, национальных, лингвистических и религиозных особенностей различных групп населения. Основную границу между культурными регионами образуют горы Виндхья-Каймур, которые простираются через центральную Индию и отделяют Индо-Гангскую равнину на севере от п-ова Индостан на юге. На севере страны говорят на индоевропейских языках, на юге - на дравидских (кроме маратхов). На юге предпочитают браки между родственниками, в том числе двоюродными сестрами и братьями, а в общинах на севере (кроме мусульманских) подобное супружество считается инцестом. Различия прослеживаются также в характере питания, одежде, типах жилищ и других элементах материальной культуры. Основу рациона питания северян составляет пшеница, а южан - рис. Заметные расхождения обнаруживаются также в кастовой системе, сложившейся в Северной и Южной Индии.

В Центральной Индии уцелел выполнявший роль барьера пояс расселения племен, из которых бхилы обитают на ее западе, а санталы и связанные с ними малые народы на востоке. Все они в культурном плане отличаются друг от друга, но в еще большей мере - от остальной части населения страны. Малые этносы сосредоточены почти исключительно в горных районах, что позволяет предполагать, что они были вытеснены туда более сильными соседями.

Кастовый строй Индии сказался на индусах, сикхах, джайнах, христианах и мусульманах. Иерархически организованная пирамида каст обеспечила сосуществование глубоко дифференцированных социальных групп с разным образом жизни и способствовала выработке давних традиций терпимости, характерных для Индии.

В Индии насчитывается приблизительно 0,5 млн. деревень с населением более 600 млн. человек. В Индии прослеживаются заметные территориальные различия в материальной культуре. В областях на северо-западе Гималаев возводят солидные дома из камня и дерева, тогда как во многих северо-восточных районах страны их строят из бамбука и ставят на сваи. На западном побережье дома имеют покатую черепичную кровлю, чтобы быстро стекала вода при муссонных ливнях, а в засушливых местностях плоскогорья Декан крыши сложенных из кирпича жилищ плоские и на них сушат зерно, а летом спят.

В штате Керала зажиточные землевладельцы из касты наяр предпочитают добротные дома, сооруженные с использованием камня, черепицы и местных пород деревьев. Такие дома с черепичными крышами и обеспечивающими прохладу крытыми верандами на верхнем этаже имеют уютные дворики. На западе Уттар-Прадеша, в Пенджабе и Харьяне богатые раджпуты и джаты ставят по два строения. В одном из них живут женщины и размещается кухня. В другом, называемом чаупал, выделено помещение для содержания домашнего скота, но главное заключается в том, что в нем собираются для общения мужчины. С этой целью в чаупале, наличие которого свидетельствует о высоком социальном положении его владельца, имеется специальный кирпичный помост, где мужчины покуривают, расположившись на плетеных лежаках.

Семьям из низких каст не дозволялось возводить дома, подобные тем, которыми владеют члены высоких каст. После обретения Индией независимости земледельцы начали сооружать усадьбы, применяя для этого кирпич, цемент, стекло и сталь. Диетические предпочтения тоже несут отпечаток кастовой иерархии. Среди индусов особенно почитаются вегетарианские касты, полностью исключившие из рациона продукты животного происхождения. Ниже стоят члены каст, не придерживающихся вегетарианства, которые подразделяются, в свою очередь, на потребителей мяса чистого (баранина и козлятина) и нечистого (свинина и птица). Низшую ступень занимают те, кто не отказывается от говядины (корова - священное животное индусов)


Немого истории


Индия является одной из старейших цивилизаций мира. До середины III тысячелетия до н.э. на территории Индии развилась цивилизация дравидов. В период с 2500 по 1500 г. до н.э. Индия была завоевана индо-арийскими племенами. С VIII века в Индию стал проникать ислам. Мусульманское правление продолжалось до 1398 г., когда в страну пришли армии Тамерлана. В 1526 г. потомок Тамерлана Бабур завоевал практически всю Индию и основал Империю Великих Моголов, просуществовавшую до 1857 г. Полное политическое руководство перешло к Великобритании в 1828-1835 г., а в 1857 г. Индия стала фактически протекторатом Великобритании. 15 августа 1947 г.

Индия получила независимость, однако была разделена на две части страны Индию и Пакистан. 26 января 1950 г. Индия была провозглашена демократической республикой. Государственное устройство - федеративная республика. Индийцы гордо себя называют "самой большой демократией.

Индия получила независимость от британского правления 15-го Августа 1947 года. В 1950 Конституция обозначила парламентскую систему Правительства с двумя палатами и тремя независимыми ветвями: исполнительной, законодательной и судебной власти. В стране федеральная система с выборами в штатах.

Для тех, кто хотел бы совершить путешествие по индийской истории, оно началось бы в Бхимбетка в Мадхия Прадеш. Рядом со столицей Бхопалом, находится ряд примитивных каменных убежищ. Находящиеся в радиусе нескольких километров убежища украшены наскальными рисунками, чудесно отображающими взгляд человека на жизнь в доисторические времена. Животные, нарисованные больше натуральной величины, отражают страх человека перед неизвестным. Человек вел оседлый образ жизни и занимался земледелием, а не кочевал с места на место.

Самые ранние сведения об истории находятся в руинах сейчас, на западе страны, в плодородной долине Индус. Городские поселения в Мохенджодаро и Хараппа (оба места в Пакистане), за 3.000 лет до нашей эры, входили в Цивилизацию Индусской Долины. Даже сегодня, руины этих городов указывают на существование изумительно развитой цивилизации. Построенные немного позже, чем самые древние в мире города Месопотамии, эти поселения имели высоко развитое понимание городской планировки, соответствующую прямоугольной схеме мощеных дорог, крепкие кирпичные дома, зернохранилища, общественные бани и даже систему канализации.

Народы этой преимущественно аграрной страны использовали деньги, занимались торговлей и имели письменность. В раскопках были найдены печати, дающие представление о жизни того времени. Наиболее часто распространенные изображали быка, символизирующего аграрную культуру, в то время как другие изображали мать богиню, представляющую почтение к женщинам. Пожалуй, самая интересная находка - это статуэтка танцующей девушки, уверенной в себе и раскованной, что является качествами мирной и оседлой жизни.

Коренные изменения произошли с приходом арийцев в 1.500 году до нашей эры. Некоторые историки считают, что арийцы были завоевателями; другие считают, что они были мигрантами, приходящими волнами одна за другой. В настоящее время идут споры о том, почему Цивилизация Индусской Долины была вынуждена переселиться на юг: были ли они вытеснены арийцами или это было следствием других факторов, таких как землетрясение или наводнение. В любом случае, результатом этого переселения было поселение арийцев в Великой Индусской Долине, их становление аграрным обществом и основание небольших деревенских общин в Пуньябе.

Кроме земледелия, арийцы также внесли вклад в индийское разнообразие. Они ввели коневодство и свою религию. Конные сражения привели к широкому распространению арийской культуры по всей северной Индии. Мы видим начало мощных империй. Их язык, санскрит, является основой и связующим фактором во многих индийских языках, в то время как пантеон арийских богов и богинь, их мифы и легенды стали основой Индуизма.

Оседлый образ жизни привел к появлению административной системы, к созданию своего рода правительства и сложных социальных моделей, основной из которых была система каст. Изначально функционировавшая как гильдии, система каст деградировала в жесткую социальную систему, основанную на рождении. Этот период также включает в себя появление царств и республик, и в него входят события двух великих индусских эпопей Рамаяна и Махабхарата. Эти две эпопеи, изобилующие аллегориями и символизмом, содержат широко известные уроки мирской мудрости. Лучше всего эта мудрость проявляется в Бхагвад Гита, являющаяся частью Махабхараты, в которой формулируется совет бога Кришны принцу Пандав Арджуну. Неудивительно, что существуют другие писания, такие как 4 Веды, которые все вместе помогли трансформировать грубое, нахальное и агрессивное общество в утонченную и изысканную цивилизацию.

К VI веку до нашей эры, истинный дух Индуизма был заточен ритуалами и традициями, поэтому такие мыслители как Махавира и Гаутама Будда стали искать и предлагать альтернативные пути - Джайнизм и Буддизм соответственно. Обе религии разделяют упор на терпимость, самодисциплину и ненасилие. Более заметно это проявляется в джайнах. Традиционные джайны носят тряпичные маски на лице и подметают перед собой, когда идут, чтобы не причинить вреда ни одному живому существу, которые могут случайно попасть им в рот или быть раздавленными. Буддисты же выражают подобное убеждение через свое отношение к жизни. Джайнизм распространился в основном в западных районах страны, в то время как Буддизм перешел в другие страны, начиная со Шри-Ланки и затем распространяясь на восточную и юго-восточную Азию.

Среди тех, кто наиболее способствовал распространению Буддизма, был маурьянский император Ашока (268-231 до нашей эры), внук первого императора Индии Чандрагупта Маря. Царство, которое Ашока унаследовал от своего отца Биндусара, пролегало по всему субконтиненту. Удовлетворяя свои империалистические амбиции, Ашока смог присоединить несколько царств, последним из которых было царство Калинга. Это событие в корне изменило жизнь императора и курс индийской истории. Будучи растроганным зрелищем кровопролития, Ашока осознал бессмысленность мирской власти. Он стал буддистом, но никогда не принуждал своих подчиненных исповедовать свою религию. Однако, он не жалел усилий на распространение Буддизма, издавая указы и посылая послов в другие страны.

Считается, что четыре льва, стоящие на вершине столицы царства Ашока и являющимися индийской национальной эмблемой, символически распространяют Закон в четырех направлениях.

Ко второму веку, северная Индия распалась на несколько мелких княжеств. На юге же появились три крупные династии, воевавшие за господство в своем регионе: Чолы, Пандьи и Черы. Именно в это время был установлен первый контакт с путешествующими по морю римскими торговцами. Считается, что Святой Фома приплыл в Кералу в первом веке нашей эры и основал там христианскую общину.

На севере Индии, в период с 320 до 480 года нашей эры характеризовался появлением и процветанием империи Гуптов в Магадхе. В это время, считающиеся золотым веком Индии, произошло развитие классических видов искусств. Живопись, архитектура и, что наиболее известно, скульптуры того времени были выполнены безупречно с технической точки зрения и также блистали своей новизной. Существовали различные формы творческого выражения и процветали новые идеи. Были написаны ученые трактаты по искусству любви - Кама-сутра.

Все это было недолгим. Вторжение гуннов на северо-западе ускорило падение империи Гупта, и за этим последовал период политической нестабильности.

Центр развития соответственно сместился на юг от гор Виндхья. На протяжении 600 лет с середины 6 века, четыре царства Чалукьи, Чолы, Палавы и Падьи были втянуты в войны между собой, проходящие с переменным успехом. Это время отмечалось процветанием тамильской культуры с характерными стилями в искусстве и архитектуре, наряду с характерной письменностью. Расцвет этой культуры достиг своего пика в 12 веке при правлении династии Чолов.

Южные царства проявляли демократические взаимные уступки, что в каком-то смысле присуще Индии. При правлении Чолов, морские путешественники переносили индийскую культуру через моря в страны юго-восточной Азии, где она распространялась и приобретала местный колорит. У себя дома в Керала, Черы радушно принимали арабских торговцев, которые открыли быстрый путь в Индию по морю, используя ветер муссон. Многие из арабских торговцев решили осесть в Индии, и им было позволено свободно исповедовать свою религию. Их потомками стали маплахские и малабарские мусульмане. Межкультурные особенности наиболее отчетливы на архипелаге Лакшадвип, у побережья Кералы, где традиционный Ислам исповедуется так строго, как и исламская традиция матриархата, принесенная на архипелаг с материка.

Мусульманское влияние на юге отдалось эхом на севере. Махмуд Гхазни из Афганистана, завлекаемый историями о плодородных равнинах Пуньяба и богатстве индусских храмов, напал на Индию в 10 веке. За ним последовали другие захватчики из Центральной Азии. В конце 12 века, Гутб-уб-дин Айбак основал в Дели династию Славов, тем самым закладывая основу делийского султаната (правление турецких и афганских султанов: Кхилиджса, Тугхлакса и Лодиса).

Еще более значимое влияние оказали Мугхалы, племя из центральной Азии, образованное в16 веке Бабуром. Несмотря на желания Бабура покорить Хиндустан, он никогда не стремился осесть в Индии, стране, лишенной знаменитых "Ферганских дынь", которые он очень любил. Однако у судьбы были свои планы в отношении Бабура. После первой битвы при Панипате, в которой он одержал победу над Ибрагимом Лоди, Бабур оказался отцом династии Мунгалов.

Его сын, Гумаюн, значительно укрепил основание, заложенное Бабуром, но все же величие династии было уготовано для внука Бабура Акбара (1562-1605). Мирская мощь являлась не единственной причиной, почему этого императора называли Акбаром Великим. Помимо присоединения к своей империи обширных земель, он создал одну из наиболее эффективных форм управления, которая продержалась на протяжении многих веков после его смерти. Но основным его наследием останется его попытка создать культуру, объединяющую Индуизм и Ислам в своей работе Дин-и-Илахи. Для применения своих идей на практике, Акбар даже женился на индусских принцессах, и архитектура городов Сикандры и построенного им Фатехпур Сикри соединяла индусские и мусульманские стили. Мунгальская культура достигла пика во время правления его внука Шахаджахана, известного как великого строителя и покровителя искусств. Шахаджахан перенес столицу из Агры в Дели, но он все же уготовил берега реки Ямуны в Агре для строительства незабвенного Тадж-Махала, памятника, посвященного его возлюбленной царице Мумтаз Махал. Как образец изысканной архитектуры, Тадж-Махал посещают и руководители государств, и простые туристы, восхищаясь его красотой и великолепием. Один из американских президентов заметил: "Мир делится на тех, кто видел Тадж-Махал и на тех, кто не видел".

Последний из выдающихся мунгальских императоров, Аурангзеб, еще больше расширил империю на юг Индии. Аурангзеб был крайне нетерпим к другим религиям, и его правление не отличалось спокойствием из-за бросающих ему вызов кланов Раджпут и Маратха. Это было начало конца, потому что последующие императоры не могли сдерживать растущие восстания, и после того, как Британская Империя захватила Индию, они стали еще менее эффективны. Последний мунгальский император, Бахадур Шах Зафар был изгнан из Индии англичанами в Бирму, где он умер в одиночестве. Влияние Ислама на индийскую культуру велико. Ислам оказал сильное влияние на развитие всех сфер человеческой деятельности, на язык, на одежду, на кухню, на все формы искусства, архитектуру, городскую планировку, на традиции и ценности в обществе.

В религиозной сфере, учения двух великих лидеров 14-15 веков, Кабира и Нанака, отразили проникновение обеих культур. Извлекая из преисполненного преданности индусского Бхакти и из исламского культа Суфизм терпимость Индуизма и идеи равенства Ислама, они практиковали религию, рекомендующую простую жизнь и практический здравый смысл. Кабир делал упор в своих куплетах на единство божественного, в то время как гуру Нанак стал родоначальником Сикхизма, имеющим много последователей в Пуньяб.


Индия туры

Туры в Египет, Турцию, ОАЭ - ТурАфиша

© www.goindia.org.ua | e-mail: info@e-x.com.ua

тел. +38 (044) 362-02-60 | моб.: 8 (068) 100-56-68

ул. Красноармейская, 66-Б, 3 этаж (ст. м. "Республиканский стадион") г. Киев